Вот и наступила осень, а значит самое время пополнить нашу библиотеку новыми книгами. Сегодня хочу рассказать вам о недавно вышедшей на русском языке книге Элизабет Гилберт «Большое волшебство». Да, это та самая Гилберт, создавшая нашумевшую «Есть. Молиться. Любить». Сейчас я, возможно, вас разочарую, но… «Есть. Молиться. Любить» меня в свое время не зацепила совсем. Серьезно! Так же, как и одноименный фильм с Джулией Робертс. Почему? Я и сама не поняла. С книгами и фильмами, как и с людьми: бывает так, что тебе что-то не подходит, ну не твое и все, так что у меня, наверное, как раз такой случай. Что совсем не умаляет значимости этого произведения, в конце концов, не часто встречаешь что-то настолько автобиографическое и откровенное в наши дни. Так почему вдруг я решила прочитать ее новую книгу?

 

Во-первых, потому что сама автор – личность определенно интересная и нестандартная, хоть мне и не всегда близка ее позиция. То она честно признается, что не хочет иметь детей и вряд ли когда-нибудь захочет, то уходит от своего мужа к близкой подруге. Мне нравятся люди, не скованные социальными догмами. Во-вторых, потому что ее новая книга на очень актуальные и близкие нам всем темы: творчества, страха, рождения и умирания идей, успеха, несерьезности. И написано так, словно сидишь с Лиз на кухне за бокальчиком вина и болтаешь за жизнь. Никаких тебе нравоучений, никаких «познай себя и будет тебе счастье». Просто. Честный. Разговор. Оставляет приятное послевкусие, но с легкой горечью. Тебе больше не хочется строить из себя всесильного героя, потому что вот человек на страницах, разошедшихся миллионными тиражами, рассказывает, что можно по-другому. В общем, рекомендую всем заблудшим творческим душам и просто желающим провести вечер с приятным собеседником.

 

А вот особенно понравившиеся мне цитаты:

Вы собираетесь стать творческим человеком? Поздно спохватились, вы уже творческий человек. Хранители высокой культуры пытаются внушать вам, будто бы искусство – удел избранных, немногих, но ошибаются, да и вообще они зануды. Мы все творцы по своей природе. Возможно, вы выросли перед телевизором, и не отрываясь смотрели только мультики, но даже и тогда где-то внутри вас таятся творческие силы.  Вы, наверное, уже и сами поняли: вам не нужно письменного допуска от директора школы, чтобы жить творческой жизнью.

 

О вас могут говорить лестные вещи или обливать презрением. Могут называть каким-то жалким беллетристом, каким-то иллюстратором детских книжечек, каким-то коммерческим фотографом или актером какого-то самодеятельного театра, всего-навсего музыкантом-любителем, обычным ремесленником, обычной домашней хозяйкой у плиты или всего-навсего пейзажистом – кем угодно.

 

Это не имеет вообще никакого значения. Пусть люди выносят свои суждения, не мешайте им. Более того, не мешайте людям восторгаться собственными суждениями, точно так же как вы или я восторгаемся своими. Но ни за что не позволяйте внушить себе, что вы нуждаетесь в чьем-то мнении, в чьем-то одобрении (или даже в чьем-то понимании), чтобы делать свое дело. И всегда помните, что людские суждения о вас совершенно не ваше дело.

 

Я долго не отказывалась от основных заработков, потому что желала своему творческому началу свободы и безопасности. В том, чтобы работать, нет ничего позорного. Позорно другое: отпугивать собственный талант требованием взять себя на содержание. Вполне можно заниматься искусством в свободное от основной работы время.

 

Почему люди продолжают творить, даже когда это трудно, неудобно и чаще всего не окупается материально? Они продолжают, потому что влюблены. Влюбитесь в свое призвание также безоглядно, и вы увидите, что случится. Пусть вы можете провести с призванием всего четверть часа на лестнице, не упускайте их. Бегите туда, на лестницу, и творите! (За пятнадцать минут можно много чего успеть, любой хитрюга подросток вам это подтвердит.) Ускользните от всех и заведите романчик с самой творческой стороной своего «я».

 

Для начала забудьте о совершенстве. Оно по-любому недостижимо: это миф, ловушка и беличье колесо, которое загоняет вас до смерти. Перфекционисты часто заранее решают, что их произведение ни за что не будет удовлетворять всем требованиям, поэтому решают вообще не напрягаться. Но самая противная черта перфекционизма – он выдает себя за доблесть. Люди несут свой перфекционизм как почетный знак, как заслугу, как свидетельство о тонком вкусе и высоких требованиях. Но я смотрю на это иначе. Я считаю, что перфекционизм – тот же страх, элитный, гламурный, но страх. Да, это просто страх в шикарных туфлях и норковом манто, претендующий на элегантность, а на самом деле неуверенный и запуганный. Потому что за роскошной наружностью стоит глубокий экзистенциональный ужас, твердящий одно: «Я недостаточно хорош и никогда этого не добьюсь».

 

В конце концов, творческий склад ума – это что-то вроде овчарки дома: с ней нужно много работать, чтобы она не натворила бед. Занимайте свой ум, давайте ему работу, а не то он начнет сам себя загружать, и вам может не понравиться, чем он займется (сгрызет диван, пророет дыру в паркете в гостиной, укусит почтальона и тому подобное). Я твердо верю, что нам всем в жизни нужно найти какое-то дело, которое помешает нам грызть диван.

 

Никто о вас не думает. Люди думают прежде всего о самих себе. Их не волнует, что ты делаешь и хорошо ли ты это делаешь, им просто некогда об этом беспокоиться. Вы можете на миг привлечь к себе их внимание (например, добившись громкого публичного успеха или потерпев такое же громкое поражение), но очень скоро они отвлекутся на то, что им интересно всегда – на самих себя. Так, значит, можно делать, что хочешь. Можно быть, кем захочешь. И это просто шикарно.

 

Меня никогда не привлекал образ Художника-Страдальца, даже в подростковом возрасте, когда эта фигура может казаться особенно притягательной для романтически настроенных девочек вроде меня. Душевная боль не делает меня глубоким человеком, наоборот, жизнь при этом становится одинокой, вялой и ограниченной. Все эти переживания сужают непостижимую, необъятную вселенную до размера моей собственной несчастной головушки.

 

Что бы вы ни делали, старайтесь не зависать на неудачах. Не нужно задерживаться до их посмертного вскрытия. Двигайтесь во что бы то ни стало. Найдите себе занятие – любое, пусть даже из совершенно другой творческой области, - лишь бы переключить мысли, снять тревогу и напряжение.

 

Мне кажется, что самый жгучий вопрос таков: что бы вы делали, даже если бы точно знали, что неудача более чем вероятна? Вы можете спросить: «Зачем мне вообще проходить через все эти испытания, если на выходе может получиться пустышка?» Ответ будет сопровождаться хитрой плутовской улыбочкой: «Потому что это прикольно, разве не так?» Да и вообще, на что еще тратить время здесь, на земле, если не создавать что-то?

И это только цитаты самой Лиз, а сколько она приводит удивительных историй и рассказов совершенно разных людей! Книга дарит море инсайтов и какое-то теплое ощущение «нормальности» всего, с чем мы сталкиваемся. Люди обычно за это ощущение платят баснословные деньги психологам)) Так что, если вы задумали этой осенью что-то грандиозное (а вы по-любому задумали!), очень рекомендую заручиться поддержкой в виде этой книги.

 

Надеюсь, вам понравился обзор. Близки ли вам идеи Лиз Гилберт? Что особенно понравилось? Если тоже читали книгу, поделитесь впечатлениями. И до новых книг!))